Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ)
Целью работы ВОЗ заключается в достижении всеми людьми в мире наивысшего возможного состояния здоровья. Здоровьем, по определению в Конституции ВОЗ, является состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний или шаткости здоровья. Будучи специальным агентством Организации Объединенных Наций, состоящим из 191 государства-члена, ВОЗ содействует техническому сотрудничеству в области здравоохранения среди всех стран и осуществляет программы по контролю и искоренению болезней, а также стремится улучшить уровень жизни людей.
ВОЗ выполняет следующие четыре основных функции:
- предоставлять международные рекомендации в области здравоохранения
- устанавливать стандарты здравоохранения
- сотрудничать с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения
- разрабатывать и передавать соответствующие технологии, информацию и стандарты здравоохранения.
ВОЗ была основана в 1948 г. со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария. ВОЗ осуществляет свою деятельность через работы своих трех основных уполномоченных органов: Всемирная Ассамблея по Здравоохранению, Исполнительный Комитет и Секретариат. Пятьдесят лет существования ВОЗ могут показаться людям достаточно долгим периодом времени, однако он занимает лишь отрезок всей истории человечества. В течение двух столетий было известно, что распространение оспы можно предотвратить, однако коалиция, организованная ВОЗ и способная сделать что-либо реальное, была создана только в двадцатом веке. В присутствии политической воли, преданности делу и готовности работать сообща, нет причины, по которой нельзя продолжить достигать этот успех.
Принимая во внимание региональные приоритеты в области здравоохранения и обеспечения более тесного сотрудничества в отношении национальных потребностей в области здравоохранения, деятельность ВОЗ осуществляется как в штаб-квартире, так и в ее шести Региональных представительствах. Каждое региональное представительство выполняет свою собственную программу, направленную на разрешение проблем здравоохранения в покрываемых им странах.
ВОЗ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Кыргызстан стал членом Всемирной Организации Здравоохранения в 1992 г. На основе соглашения между правительством Кыргызской Республики и Региональным представительством ВОЗ в Европе, одобренного правительствами всех Центрально-Азиатских республик, в Бишкеке с сентября 1993 г. осуществляет свои функции Информационный Центр ВОЗ по здравоохранению в Центрально-Азиатских республиках. С 1994 г. работает Представительство связи ВОЗ, представляющее ВОЗ в Кыргызской Республике.
Присутствие ВОЗ в странах выполняют стратегию, состоящую из следующих трех компонентов:
- предоставление помощи в отношении удовлетворения специфических потребностей каждой страны.
- обеспечение управленческой интеграции в оказание ВОЗ ее технической помощи.
- Обеспечение политического и финансового рычага, необходимого для эффективного представления ВОЗ в местах ее работы посредством разработки и внедрения программ, ориентированных на непосредственные результаты.
В 1996 г. правительство КР одобрило внедрение Программы Реформы Национальной Системы Здравоохранения «Манас», которая была разработана при помощи существенной поддержки со стороны ВОЗ. Она подразумевала 10-летнюю программу исчерпывающей реформы организации, финансирования и содержания национальной системы здравоохранения. Главной целью этой программы было приведение этой системы к экономической реальности переходного и последующего за переходным периодов, а также замена определенной устарелой практики, унаследованной от Советского Союза новой, современной, ориентированной на доказательства, практикой. Она также предполагает сдвиг от высоко специализированной советской модели системы здравоохранения к модели, основанной и сосредоточенной на предоставлении первой помощи. Были согласованы несколько приоритетных сфер сотрудничества между ВОЗ/ЕВРО и Кыргызской Республикой, включая разработку национальной политики здравоохранения, развитие инфраструктуры и системы, технические вмешательства и общественные инициативы по здравоохранению (на период с 2002 по 2003 гг.). Основными мероприятиями, проводимыми в рамках текущей деятельности ВОЗ, являются следующие:
РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ
- Поддержка проекта реформы здравоохранения «Манас» посредством осуществления проекта, финансируемого Министерством международного развития Великобритании (по созданию улучшенной и устойчивой политики здравоохранения посредством усиления связи между анализом политики и ее реформой и развитием). Проект работает в двух основных областях: (1) усиление способности проводить и внедрять исследования, имеющие непосредственное отношение к политике здравоохранения, и (2) внедрение исследования, предоставление технической помощи и консультирования Министерства здравоохранения КР в отношении аспектов политик здравоохранения.
- Поддержка разработки национальной стратегии по предотвращению SA при участии главных заинтересованных сторон (Министерство здравоохранения КР, Государственная комиссия КР по медицинским препаратам, УПН ООН, Фонд-Сорос, НПО).
- Поддержка разработки национальной политики и составления плана действий по контролю потребления табака, посредством осуществления соответствующей программы в стране, мероприятий Всемирных Дней Без Табака (31 мая), мероприятий проекта «Не поддавайся обману», социальных исследований «Молодежь и курение» и «Потребление табака».
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СИСТЕМЫ
- Внедрение политики контроля за лекарственными препаратами, направленной на обеспечение доступа и рациональное использование лекарственных препаратов посредством разработки и внедрения клинических протоколов, предоставления информации о лекарственных препаратах, основанной на доказательствах, с помощью национального Центра информации о лекарственных препаратах.
- Консультирование и техническая поддержка, предоставляемая в рамках внедрения реформы PHC, сосредоточенной на разработке высшего медицинского образования (внедрение новой модульной системы с 2001 г.), уходе за больными в семье, построении потенциала (в период с 2002 по 2003 гг. были предоставлены 24 гранта по образовательным программам, обучению в школах здоровья, экономике здравоохранения, управлению здравоохранением, предотвращению малярии, наблюдательным курсам и т.д.), в рамках проекта реформы системы здравоохранения «Манас».
- Консультирование и техническая поддержка усиления информационных систем здравоохранения в рамках реформы системы здравоохранения «Манас» в области разработки и поддержания национальной базы данных здравоохранения, посредством обновления и распространения пакета индикаторов состояния здравоохранения (DPS), а также внедрение определения ВОЗ, касающегося «рождения живого ребенка».
- Консультирование и помощь в усилении национального потенциала в области предоставления медицинских услуг в рамках подготовленности к чрезвычайным ситуациям посредством улучшения работы Министерства здравоохранения КР в случае чрезвычайной ситуации, поставляя ему оборудование и устройств связи, модернизируя информационную базу данных и систему ранних предупреждений. В 2000 г. Представительство связи ВОЗ организовало аптеку в рамках сотрудничества с Департаментом по поставке лекарственных препаратов и медицинских методов для поставки в нее специальных аптечек ВОЗ для чрезвычайных ситуаций.
- Поддержка реформы Санэпидемслужбы, разработка системы общественного здравоохранения посредством внедрения стратегии управления инфекциями в больницах и больничными отходами. Министерством здравоохранения КР выполняется новый Указ по превентивным мерам в отношении управления инфекциями в больницах и больничными отходами и Календарного плана действий.
- Поддержка усиления контроля за малярией. Основной деятельностью в сфере контроля за малярией является обучение специалистов на областном и районном уровнях, усиление технических возможностей соответствующих служб, поддержка проведения отслеживания рисковых зон на местах, перевод и публикация материалов по RMB. Полевое представительство ВОЗ по проблеме малярии открылось в 2003 г. с целью борьбы с малярией и предотвращения случаев малярии.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
- Консультирование и поддержка внедрения стратегии по ведению болезней детского возраста (осуществляемой в рамках пилотных проектов в трех районах) и стратегии в области перинатальной (осуществляемой в рамках пилотных проектов двух областях), направленных на улучшение ситуации с детской и материнской смертностью, инфекционными заболеваниями и здоровьем детей.
- В сентябре 2003 г. было осуществлено консультирование и поддержка осуществления стратегии репродуктивного здоровья и сбор информации по ее результатам (оперативная оценка потребностей материнства в Кыргызской Республике, проведение тестов на рак шейки матки в рамках пилотного проекта в одном из районов Нарынской области и поликлинике № 2 г. Бишкек).
- Поддержка усиления национальной стратегии по содействию здравоохранению (разработка национальной концепции содействия здравоохранению, внедрения стратегии школ здоровья в рамках нескольких пилотных программ в школах республики).
- Поддержка внедрения коммуникационного проекта по содействию здравоохранению, включая усиление национальной системы обмена информацией в области здравоохранения. Создание сети и предоставление средствам массовой информации, основанной на доказательствах.
- Поддержка осуществления лечения и внедрения метода синдромов на национальном и областном уровнях в рамках работы над ВИЧ/СПИД и БППП, включая безопасность крови (поддержка клиники БППП по лечению проституток, передаче опыта в другие регионы, внедрение рекомендаций по лечению БППП, исследования, запуск системы наблюдения второго поколения). ВОЗ предоставляет сильную техническую поддержку правительству КР в области осуществления Программы глобального фонда.
- Поддержка построения потенциала, отслеживания и оценки Расширенной программы иммунизации посредством поддержки национальной программы иммунизации (на период с 2001 по 2005 гг.) и разработки графика и схем иммунизации, практики безопасной иммунизации, разработка планов устойчивого развития, независимости вакцинации и т.д. Кыргызская Республика успешно внедрила программу искоренения полиомиелита, кори/краснухи и связанных болезней.
- Поддержка внедрения национальной программы умственного здоровья. ВОЗ предоставляет республике поддержку в сфере внедрения национальной программы умственного здоровья.
В 2001 г. ВОЗ поддержало Кыргызскую Республику в разработке ею нового стратегического документа, озаглавленного «Здравоохранение в Кыргызской Республике в XXI веке». Этот документ рассматривает стоящие в будущем перед здравоохранением проблемы и описывает процесс создания условий, при которых люди обладают, в качестве своего фундаментального права, возможностью достичь и сохранить наивысшую достижимую степень состояния своего здоровья.
Новизна данного документа заключается в использовании следующих новых методов:
- Подход на основе «курса на жизнь», который означает рассмотрение всех событий в жизни в качестве взаимосвязанных явлений, а не отдельных и независимых фрагментов.
- Ориентация на обеспечение здоровой окружающей среды, с участием в этом процессе многих заинтересованных сторон, на всех уровнях жизни человека – в доме/семье, школе, на работе и в сообществе.
- Межсекторный метод, направленный на улучшение факторов, играющих роль в формировании системы здравоохранения.
- Разработка программ, ориентированных не непосредственные результаты.
Успех процесса реформ в Кыргызской Республике был признан на международном уровне, а реформы стало принято приводить в качестве примера успеха для других стран. Это все произошло благодаря совместным усилиям и сотрудничеству международных организаций и высокой политической преданности делу развития системы здравоохранения со стороны политических лидеров Кыргызской Республики.
За более подробной информацией обращайтесь на сайт www.who.dk
« назад »
|